AAAAA A A А x

                                                                                                    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ             
                                                                                 ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ
     К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОХРАНЕ ВОЙСКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ                                                                                                   ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1. Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи собственникам (правообладателям) объектов (территорий), организующим мероприятия, предусмотренные требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 (далее – Требования Постановления), а также указанной категории.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 4 Требований Постановления ответственность за проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (далее – объект (территория)) возлагается на должностных лиц органов (организаций) – правообладателей объектов (территорий), осуществляющих руководство деятельностью сотрудников (работников) таких органов (организаций) на объектах (территориях) (далее – руководители объектов).
Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р (далее – Перечень).
2. Организация категорирования объекта (территории)

В соответствии с пунктом 9 Требований Постановления для проведения категорирования и паспортизации объекта (территории) решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается соответствующая комиссия (далее – Комиссия).
Комиссию возглавляет руководитель объекта (территории) или лицо, им уполномоченное. Возложение таких полномочий рекомендуется оформлять соответствующим распорядительным документом.
В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители:
- органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории),
- территориального органа безопасности,
- территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации,
- территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В целях формирования Комиссии собственнику (правообладателю) объекта (территории) необходимо направить письмо о выделении сотрудников для участия в работе создаваемой Комиссии в территориальный орган безопасности, территориальный орган МЧС России, территориальный орган Росгвардии или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории)
Необходимо учитывать, что организация и обеспечение предусмотренных Требованиями Постановления мероприятий, входящих в компетенцию территориальных органов безопасности, территориальных органов МЧС России, территориальных органов Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – территориальные органы) по месту расположения объекта (территории), возложена на их руководителей.
При поступлении информации от руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), о формировании Комиссии, руководителем территориального органа определяется кандидатура представителя для включения в состав Комиссии, о которой информируется инициатор мероприятия.
Категорирование объекта (территории) предусматривает следующие этапы:
1. Подготовка к категорированию объекта (территории);
2. Проведение обследования и категорирования объекта (территории);
3. Оформление результатов категорирования объекта (территории).

В ходе проведения обследования и категорирования объекта (территории) Комиссией:
1. Определяется:
- расположение объекта (территории) на местности;
- занимаемая площадь;
- конфигурация периметра: общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости);
- режим работы объекта (территории), наличие пропускного
и внутриобъектового режимов и их обеспечение;
- наличие потенциально опасных участков и критических элементов;
- характеристика местности, непосредственно прилегающей к объекту, наиболее вероятные пути проникновения на объект посторонних лиц;
- характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны и их состояние (ограждение, освещение, охранное телевидение или видеонаблюдение, система контроля управления доступом, охранная
и тревожная сигнализации, пожарная сигнализация и другое).
При этом под потенциально опасными участками понимаются участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями (например: столовая, зал совещаний, иные места, расположенные в границах объекта (территории), в которых возможно скопление людей при определенных условиях и (или) в определенное время, т.д.).
Критическим элементом объекта (территории) является участок объекта (территории), совершение террористического акта, на котором может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем (например: бойлерная, генераторная, склад горюче-смазочных материалов и т.д).
2. Изучается:
- состояние инженерно-технической укрепленности объекта (территории) с учетом предъявляемых Требований Постановления;
- работоспособность технических средств охраны;
- организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств охраны (наличие договора с обслуживающей организацией);
3. По результатам изучения осуществляется оценка:
- состояния защищенности;
- значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения;
- степени угрозы совершения террористического акта (на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах);
- возможных последствий совершения террористического акта.
При этом, в ходе данной работы обследуемому объекту (территории) на основании всех полученных данных, а также с учетом значений показателей критериев, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», присваивается соответствующая категория.
В качестве значений показателей критериев категорирования применяются следующие:
локальный характер – последствия террористического акта на объекте (территории) не выходят за пределы объекта (территории), при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер материального ущерба составляет не более 100 тыс. рублей;
муниципальный характер – последствия террористического акта на объекте (территории) не выходят за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
межмуниципальный характер – последствия террористического акта на объекте (территории) затрагивают территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
региональный характер – последствия террористического акта на объекте (территории) не выходят за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
межрегиональный характер – последствия террористического акта на объекте (территории) затрагивают территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
федеральный характер – последствия террористического акта на объекте (территории), в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 8 Требований Постановления, устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
- 1 категория  (высокая значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести федеральный или межрегиональный характер;
- 2 категория  (средняя значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести региональный или межмуниципальный характер;
- 3 категория  (низкая значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести муниципальный или локальный характер.
Категорирование и обследование конкретного объекта (территории) рекомендуется проводить в сроки с учетом особенностей такого объекта (территории), но не превышающие 30 дней с момента создания Комиссии.
В соответствии с положениями пунктов 11 и 12 Требований Постановления по результатам категорирования составляется Акт обследования и категорирования объекта (территории), в котором отражается присвоенная объекту (территории) категория с обоснованиями ее установления, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности объекта (территории), и определяются мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) (типовая форма акта обследования и категорирования объекта (территории) приведена в приложении № 1 к рекомендациям).
Акт обследования должен содержать конкретные предписания
с ссылками на соответствующие пункты Требований Постановления, а также сроки их выполнения с учетом финансирования расходов на указанные цели,
но не превышающие двух лет со дня подписания Акта обследования объекта (территории).

3. Организация паспортизации объекта (территории)

В соответствии с пунктом 15 Требований Постановления руководителем (собственником) объекта (территории) разрабатывается Паспорт безопасности объекта (территории), который подписывается всеми членами Комиссии, согласовывается с руководителями:
- территориального органа безопасности,
- территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации,
- территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Паспорт безопасности утверждается руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) либо лицом, им уполномоченным1.
На согласование и утверждение паспортов безопасности объектов (территорий) после их разработки отводится тридцатидневный срок.
Направление паспортов безопасности на согласование
в территориальные органы рекомендуется осуществлять сопроводительными письмами.
Необходимо обратить внимание, что причинами отказа
в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) могут служить:
несоответствие представленного паспорта безопасности объекта (территории) форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272;
несоответствие информации, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), сведениям, отраженным в акте обследования
и категорирования объекта (территории).
При этом отказ в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) должен быть оформлен письмом, содержащим мотивированные обоснования со ссылками на пункты положений Требований или разделы формы паспорта безопасности, которым он не соответствует.
В соответствии с пунктом 18 Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 5 экземплярах:
- Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории).
Остальные экземпляры с сопроводительными письмами направляются в:
- территориальный орган безопасности,
- территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации,
- территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации,
- территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже 1 раза в 3 года, а также в случае изменения:
- основного вида деятельности объекта (территории);
- общей площади и периметра объекта (территории);
- количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте (территории);
- базовых угроз террористического характера в отношении объекта (территории);
- организации охраны и защиты объекта (территории);
- мероприятий по инженерно-технической защите объекта (территории).
Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки.
Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения.

4. Мероприятия по приведению
инженерно-технической укрепленности объекта
в соответствие предъявляемым Требованиям Постановления

В вопросах оснащения объектов (территорий) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны (далее – ИТСО) Требования Постановления носят общий характер.
Оснащение объекта (территории) конкретными устройствами ИТСО при его реконструкции, капитальном ремонте, проведении строительно-монтажных работ с учетом присвоенной ему категории по степени значимости и в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяется в техническом задании на его проектирование (далее – техническое задание).
Следует также отметить, что согласно пункта 23 Требований Постановления инженерная защита объекта (территории) должна обеспечиваться на всех этапах его функционирования (строительство, эксплуатация, капитальный ремонт, снос) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В этих целях необходимо руководствоваться соответствующими Государственными стандартами Российской Федерации, устанавливающими необходимые качественные характеристики и требования, которым должны удовлетворять планируемые для оснащения объекта ИТСО, Сводом правил СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования», а также положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам».
При этом руководителю объекта рекомендуется осуществлять согласование проектной документации по его оснащению ИТСО с подразделением вневедомственной охраны, осуществляющего его охраны в целях избегания фактов оборудования объекта (территории) техническими средствами, характеристики и сомнительное качество которых не позволяют гарантировать надлежащий уровень противокриминальной и антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также в целях учета необходимости обеспечения сопряжения приобретаемого собственником оборудования с аппаратурой, установленной на пульте централизованной охраны подразделения вневедомственной охраны.
В свою очередь подразделениям вневедомственной охраны при рассмотрении и согласовании указанных документов руководствуются Списком технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым требованиям к системам передачи извещений и объектовым техническим средствам охраны, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации».
Указанное взаимодействие позволит избежать необоснованных затрат при проведении работ по оснащению объекта ИТСО и обеспечить его бесперебойную (надежную) охрану.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 37 распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р комнаты хранения оружия и патронов юридических лиц, занимающихся производством оружия или торговлей им, физкультурно-спортивных организаций и (или) спортивных клубов, образовательных организаций (далее – КХО) включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Требования распространяются на КХО, в части организационных (категорирование, паспортизация) и контрольных мероприятий (плановые и внеплановые проверки) по обеспечению их антитеррористической защищенности.
При этом на КХО распространяется действие Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и изданных в целях его реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и приказа МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», которыми регламентирован оборот гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему на территории Российской Федерации, а также порядок их хранения, включающий нормы инженерно-технической укрепленности КХО.

5. Организация контроля за соблюдением
Требований Постановления

Предметом контроля является проверка соблюдения руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта, установленных Требований Постановления в зависимости от присвоенной объекту категории опасности, а также принимаемых мер по их реализации.
Для осуществления контроля за выполнением Требований Постановления в отношении каждого конкретного объекта приказом (распоряжением) руководителя территориального органа Росгвардии назначаются сотрудники подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации2, из числа наиболее подготовленных, обладающих необходимыми навыками в установленной сфере деятельности и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Плановые проверки антитеррористической защищенности объектов  проводятся в соответствии с утвержденным руководителем территориального органа Росгвардии ежегодным Планом-графиком проведения плановых проверок таких объектов (территорий), в который включаются объекты (территории) прошедшие категорирование и имеющие утвержденный паспорт безопасности.
По результатам проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объектов составляется Акт проверки
в 2 экземплярах, который утверждается начальником территориального органа Росгвардии и руководителем объекта или уполномоченными ими должностными лицами.