AAAAA A A А x

Разъяснение по добровольной сдаче оружия


        1. В ходе осуществления сотрудниками лицензионно-разрешительной работы, государственного контроля (надзора) по контролю за сроком действия выданных лицензий и разрешений, а также передачей и продажей оружия и патронов физическими и юридическими лицами» должностными лицами выявляются факты нарушения требований действующего законодательства регламентирующего сроки регистрации оружия в территориальном подразделении Росгвардии, а также продления сроков действия разрешения (лицензии) на хранения и ношения оружия.

Нарушения владельцем оружия названных требований образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ.

Совершение лицом административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, в части нарушения установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение рассматривается учетом требований п. 67 Инструкции по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999 г., № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814», а именно «Не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений». Данная правовая позиция отражена в решении Верховного суда РФ № АКПИ14-1143 от 04.12.2014 г., а также становилась предметом рассмотрения Федеральных судов как Омской области, так и судебных органов иных субъектов Российской Федерации.

        Вместе с тем, анализ сложившейся судебной практики, правовой позиции Конституционного суда России изложенной в определении № 2557-О от 19.11.2015г. и подтвержденной определением № 866 от 12.04.2018 г., в постановлении № 41-АД16-17 от 01.12.2016 г. Верховного суда, свидетельствует о необходимости квалификации действий лица при хранении (продаже, передаче, перевозке, ношении) оружия срок действия разрешения на которое истек, как совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ «Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения», санкцией которого предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему, либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток.


        2. О постановлении Правительства Российской Федерации от 12 мая 2018 г. № 573 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2018 г. № 573 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Положения постановления приведены в соответствие с указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», которым на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложена задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия.

Постановлением скорректированы условия передачи гражданского оружия от спортивных и образовательных организаций на стрелковых объектах гражданам Российской Федерации.

        В частности, гражданам Российской Федерации оружие может передаваться спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах при отсутствии оснований для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение оружия, установленных Федеральным законом «Об оружии», либо наличии у них разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия либо лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, или иной документ, подтверждающий наличие права на хранение и ношение оружия.

Кроме того, пункт 15 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации дополнен подпунктами «ж5» и «ж6», устанавливающими, что оружие и патроны к нему могут передаваться гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам:

- на стрелковых объектах государственных военизированных организаций - спортивными и образовательными организациями государственных военизированных организаций для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия, а также для получения гражданами Российской Федерации начальных знаний в области обороны, их военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы;

- спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия.

Также, установлен запрет на передачу оружия и патронов лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, при отсутствии лично представленного или нотариально удостоверенного письменного согласия его законного представителя.

Утверждена форма заявки на получение частными охранными организациями служебного оружия во временное пользование.


        3. О проверке условий хранения оружия

Статьей 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии») предусмотрено, что Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:

производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;

безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;

требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения своих контрольных функций;

при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;

обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


        4. Оценка качества государственных услуг, предоставляемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы

        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» граждане Российской Федерации получили возможность оценить эффективность деятельности руководителей территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (их структурных подразделений), предоставляющих государственные услуги в области оборота оружия. 

        Результаты указанной оценки могут послужить основанием для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями подразделений лицензионно-разрешительной работы своих должностных обязанностей. 

        Справочно: оценка (от 1 до 5 баллов) проводится в отношении четырех государственных услуг, предоставляемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы: 
        1. Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов;

      2. Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему; 

     3. Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему. 
        4. Выдача удостоверения частного охранника. 

Критерии оценки включают в себя:  время предоставления государственной услуги;  время ожидания в очереди при получении государственной услуги;  вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги;  комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга;  доступность информации о порядке предоставления государственной услуги. 

      В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления государственных услуг сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, принявший заявление о предоставлении государственных услуг, в случае согласия гражданина на участие в оценке качества предоставленной ему государственной услуги передает предоставленный им абонентский номер сотового телефона контактные, в информационную систему мониторинга государственных услуг. 

        Контактные данные, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг, в автоматическом режиме передаются в автоматизированную информационную систему «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» (далее – федеральный телефонный центр), которая направляет гражданину короткое текстовое сообщение с предложением оценить качество предоставления государственной услуги. 

        Гражданин сообщает свое мнение о качестве предоставления государственных услуг посредством направления ответного короткого текстового сообщения на номер, определенный оператором федерального телефонного центра. Направление короткого телефонного сообщения является для гражданина бесплатным. 

Сотрудник федерального телефонного центра может перезвонить гражданину и провести опрос по всем указанным выше критериям. Результаты оценки направляются федеральным телефонным центром в информационную систему мониторинга государственных услуг. 

        Гражданин, изъявивший желание участвовать в оценке качества предоставленной ему государственной услуги, оставивший свои контактные данные, но не ответивший на короткое телефонное сообщение, также может быть опрошен сотрудником федерального телефонного центра по всем критериям. На основе поступивших в федеральный телефонный центр оценок граждан ежеквартально формируется сводная оценка по каждому территориальному органу федерального органа исполнительной власти (его структурному подразделению), результаты которой в свою очередь являются основанием для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей. 

Кроме того, граждане могут оставить свой отзыв о работе подразделений лицензионно-разрешительной работы на сайте «Ваш контроль». 

        Также информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление), с 1 января 2015 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – Система). 

        Жалоба на действия (бездействия) сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы совершенных при предоставлении государственных услуг, поданная с использованием Системы, будет рассмотрена в срок до 15 рабочих дней.